Метафорические истолкования алхимического языка в позднедаосском тексте (по «Лун мэнь синь фа», XVII в.)

Авторы

  • П.Д. Ленков Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 20

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-205-215

Ключевые слова:

даосизм, даосская алхимия, внешняя алхимия (вай дань), внутренняя алхимия (нэй дань), Цюаньчжэнь, Лунмэнь, «Лун мэнь синь фа», «бессмертный зародыш» (шэн тай), «движение в реверсивном/противоположном направлении» (ни син)

Аннотация

Статья посвящена истории герменевтики даосской алхимии. Традиционные даосские практики, которые в европейской научной литературе принято на­зывать «даосской алхимией», в китайской культуре подразделяются на два вида – вай дань («внешняя алхимия») и нэй дань («внутренняя алхимия»). Оба направления объединяет декларируемая цель (достижение «бессмер­тия») и специфическая алхимическая терминология и образность. Рассмат­ривается метафорическое истолкование терминов и выражений алхимиче­ского языка в позднедаосском тексте. В качестве основного источника взят текст XVII в. «Лун мэнь синь фа» («Закон сердца-сознания [согласно тради­ции] Лунмэнь»), в котором изложены воззрения Ван Чан-юэ (Куньян-цзы), наставника даосской школы Цюаньчжэнь/Лунмэнь. Примечательная осо­бенность проповедей Ван Чан-юэ состоит в том, что в них он интерпре­тирует выражения, типичные для языка даосской и, в частности, алхими­ческой традиции, посредством языка традиции буддийской. В поздний период, как можно увидеть в исследуемом тексте, выражения и термины внутренней алхимии, метафорические по своему характеру, подверглись вторичному метафорическому истолкованию. «Вторичным» оно названо по той причине, что язык внутренней алхимии уже был метафорическим по своему характеру. В статье рассматриваются два примера истолкования алхимического языка в проповедях Ван Чан-юэ. Также в статье дана исто­рико-философская оценка предложенного Ван Чан-юэ истолкования алхи­мического языка. Это истолкование представляет спиритуализированную и «буддизированную» версию даосизма. В статью включены фрагменты «Лун мэнь синь фа», впервые переведенные на русский язык, иллюстрирую­щие тезисы автора.

Опубликован

2022-03-31 — Обновлена 2025-02-06

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Метафорические истолкования алхимического языка в позднедаосском тексте (по «Лун мэнь синь фа», XVII в.). Вопросы философии. 3 (Feb. 2025), 205–215. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-205-215.