Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-03-31. Прочтите самую последнюю версию.

Трансформация религиозных и философских принципов буддизма в цивилизационном пространстве Китая

Авторы

  • Л.Е. Янгутов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, 670047, ул. Сахьяновой, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-182-192

Ключевые слова:

буддизм, китайская философия, трансформация, сотериология, мировоззренческие установки, традиционная ментальность.

Аннотация

В статье рассматривается процесс трансформации философского и сотериологи­ческого учений буддизма в Китае в результате взаимодействия китайской и индо­буддийской цивилизаций. Дается обоснование того, что трансформация буддизма была закономерным процессом адаптации буддизма в Китае, не исказившим ис­ходных принципов материнского буддизма. Она представляла собой логический процесс дальнейшего развития буддизма на Дальнем Востоке. Показано, что буддизм, привнесший в эту страну новые сотериологические и философские принципы, столкнулся с традиционными религиозными верованиями и богатой философской традицией, что обусловило необходимость его приспособления к местному менталитету и адаптации к китайской социокультурной почве. Дан сравнительный анализ религиозных верований китайцев и индобуддийских рели­гиозных принципов, а также философской аргументации буддизма и традицион­ной китайской философии. В статье отмечаются те трудности, с которым столк­нулся буддизм при вхождении в китайскую социокультурную среду, а также объективные и субъективные условия, способствовавшие распространению соте­риологических и философских установок в Китае. Указаны канонические тексты буддизма махаяны, содержание которых стало созвучным китайскому мировос­приятию и послужило основой для выдвижения знаменитого тезиса Дао Шэна о мгновенном достижении состояния будды, послужившего отправной точкой развития нового сотериологического направления на Дальнем Востоке. Дан ана­лиз процесса приспособления сотериологических принципов к китайскому мен­талитету, показана онтологизация философских установок буддизма в результате их столкновения с натурфилософским учением китайской философии. Обоснова­но, что формирование нового сотериологического направления буддизма в Китае оказало влияние на философское содержание буддизма, обусловив формирование качественно нового этапа развития буддизма на Дальнем Востоке.

Опубликован

2022-03-31

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2022. Трансформация религиозных и философских принципов буддизма в цивилизационном пространстве Китая. Вопросы философии. 3 (Mar. 2022), 182–192. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-182-192.