Антропологический кризис как тема философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-86-92Ключевые слова:
антропологический кризис, философская антропология, антропология, кризис современной цивилизации.Аннотация
Современное цивилизованное общество переживает состояние, которое достаточно точно обозначается термином «кризис» (в обоих его смысловых оттенках – катастрофическом и динамически-переходном). В научной литературе обстоятельно описаны причины, вовлекающие современную цивилизацию в это состояние: нарастающее благодаря технологическому прогрессу использование окружающей среды и, в результате, ее весьма рискованное изменение. И, соответственно, указанием на такого рода причины уже очерчен круг проблем, варианты технологического решения которых намечают пути выхода из кризиса. Цель данной статьи – расширить этот проблемный круг. По мнению автора, то, что усугубляет и, если угодно, отличает нынешнюю кризисную ситуацию, состоит в том, что современные технологи помимо всего прочего открывают возможность радикально изменять фундаментальные видовые характеристики самого человека. И что в данном случае существенно, возможность подобных преобразований становится доступной индивиду: он сам, по своему усмотрению, способен трансформировать свои не только духовные, но и телесные параметры,
а стало быть, варьировать и формы своего (столь же видового) общественного бытия. Но ответить на вопрос, «к каким последствиям могут привести такого рода трансформации Homo sapiens’а», ни индивид, ни общество,
по крайней мере, сегодня, не способны. Между тем, в этой ситуации человек превращает в проблему человеческое в себе, то есть теряет себя как антропоса [Аверинцев 2006]. Процессы, деформирующие современную цивилизацию, приобретают черты экзистенциального «антропологического кризиса». И прежде всего в этом качестве они должны осмысливаться современной философией.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-03-31 (1)