Проблема концептуализации когнитивного субъекта даршан*
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-194-204Ключевые слова:
Атман, Брахман, джива, грубое тело, душа, дхармы, карма-шарира, когнитивный субъект, кросс-культурная философия, неинтенциональное сознание, причинно-обусловленное тело, стхула-шарира, сукшма-шарира, тонкое тело.Аннотация
В статье рассмотрена проблема употребления двух важнейших концептов западной философии, разума и рациональности для перевода индийских логико-эпистемологических текстов, написанных на санскрите. Это одна из множества проблем, возникающих в связи с употреблением языка западной философии для описания и объяснения незападных философских концепций. Поскольку на Западе разум традиционно считается высшей познавательной способностью человека – субъекта познания, в статье реконструируются три обобщенные модели когнитивного субъекта (адвайта-веданты, джайнизма и буддизма), которые демонстрируют, что использование концепта разума при переводе текстов традиционной индийской философии приводит к искажениям автохтонных смыслов. Автор усиливает свой вывод, предлагая гипотезу трех главных детерминант отмеченной неприменимости концепта разума, порожденных несходством историй индийской и западной духовных культур. Это: 1) отсутствие единства в представлениях индийских философов о структуре названного субъекта, обусловленное их принадлежностью разным традициям, между которыми существовали непримиримые расхождения; 2) отсутствие идеи Абсолютного божественного Разума; 3) отсутствие абсолютизации человеческого разума, возвышающего человека над остальными живыми существами как способного познавать и рассуждать.
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-02-28 (1)