Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-02-28. Прочтите самую последнюю версию.

Проблема концептуализации когнитивного субъекта даршан*

Авторы

  • Н.А. Канаева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-194-204

Ключевые слова:

Атман, Брахман, джива, грубое тело, душа, дхармы, карма-шарира, когнитивный субъект, кросс-культурная философия, неин­тенциональное сознание, причинно-обусловленное тело, стхула-шарира, сукшма-шарира, тонкое тело.

Аннотация

В статье рассмотрена проблема употребления двух важнейших концептов западной философии, разума и рациональности для перевода индийских логико-эпистемологических текстов, написанных на санскрите. Это одна из множества проблем, возникающих в связи с употреблением языка за­падной философии для описания и объяснения незападных философских концепций. Поскольку на Западе разум традиционно считается высшей по­знавательной способностью человека – субъекта познания, в статье рекон­струируются три обобщенные модели когнитивного субъекта (адвайта-ве­данты, джайнизма и буддизма), которые демонстрируют, что использование концепта разума при переводе текстов традиционной индийской филосо­фии приводит к искажениям автохтонных смыслов. Автор усиливает свой вывод, предлагая гипотезу трех главных детерминант отмеченной неприме­нимости концепта разума, порожденных несходством историй индийской и западной духовных культур. Это: 1) отсутствие единства в представлени­ях индийских философов о структуре названного субъекта, обусловленное их принадлежностью разным традициям, между которыми существовали непримиримые расхождения; 2) отсутствие идеи Абсолютного божествен­ного Разума; 3) отсутствие абсолютизации человеческого разума, возвыша­ющего человека над остальными живыми существами как способного по­знавать и рассуждать.

Опубликован

2022-02-28

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2022. Проблема концептуализации когнитивного субъекта даршан*. Вопросы философии. 2 (Feb. 2022), 194–204. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-194-204.