Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-02-28. Прочтите самую последнюю версию.

Субстанциальный подход в теоретическом обществознании, его необходимость и принципы

Авторы

  • К. Х. Момджян Философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119234, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-71-82

Ключевые слова:

социальная философия, социология, деятельность, чело­век, общество, история, субстанция, система, информация, цель, самопо­рождение, самоподдержание, саморазвитие.

Аннотация

Автор статьи убежден в том, что современная история, вступившая в кри­зисный период «негарантированных исходов», ставит перед теоретиче­ским обществознанием сложнейшие проблемы, решение которых способ­ствует успешной адаптация людей к новым социальным реалиям. Вместе с тем современная социальная теория переживает кризис фрагментации и не имеет должных концептуальных средств для адекватного осмысле­ния меняющегося мира. К сожалению, многие современные теоретики стремятся так или иначе легализовать категориальный разнобой в соци­альной теории, представить его как ее «естественное состояние». Автор, напротив, исходит из убеждения в том, что предметно-концептуальное единство и категориальный порядок в социальной теории остается sine qua non ее существования. Концептуальная фрагментация естественна и неизбежна в валюативной социальной философии, оценивающей мир и ищущей смыслы человеческого существования в нем, но она нетерпима в философии рефлективной, пытающейся раскрыть собственную логику социального мира, не зависящую от ценностных предпочтений ученого. Инструментом понятийной оптимизации социального знания автор счита­ет субстанциально-деятельностный подход, принципы которого раскры­ваются в статье. Опираясь на идеи Б. Спинозы и Г.В.Ф. Гегеля, автор
анализирует категорию «субстанция», доказывая ее необходимость для современного обществознания и гуманитаристики. Субстанцией в ее совре­менном понимании автор считает процессуальное начало, которое опре­деляет особый способ существования, присущий самоцельным инфор­мационным системам с органическим типом целостности, способным к самопорождению, самоподдержанию и саморазвитию. Соответственно, субстанцией социального мира автор считает деятельность общественно­го человека, создающую «из себя и для себя» все формообразования об­щественной жизни, ее субъектные, объектные, организационные, атрибу­тивные, таксономические и прочие проявления. Понимание того, что все существующее в социальной реальности представляет собой модус, атри­бут или акциденцию деятельности, позволяет нам обнаружить объектив­ные логические связи и взаимопереходы между категориями философско-социологического знания.

Опубликован

2022-02-28

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2022. Субстанциальный подход в теоретическом обществознании, его необходимость и принципы. Вопросы философии. 2 (Feb. 2022), 71–82. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-71-82.