Субстанциальный подход в теоретическом обществознании, его необходимость и принципы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-71-82Ключевые слова:
социальная философия, социология, деятельность, человек, общество, история, субстанция, система, информация, цель, самопорождение, самоподдержание, саморазвитие.Аннотация
Автор статьи убежден в том, что современная история, вступившая в кризисный период «негарантированных исходов», ставит перед теоретическим обществознанием сложнейшие проблемы, решение которых способствует успешной адаптация людей к новым социальным реалиям. Вместе с тем современная социальная теория переживает кризис фрагментации и не имеет должных концептуальных средств для адекватного осмысления меняющегося мира. К сожалению, многие современные теоретики стремятся так или иначе легализовать категориальный разнобой в социальной теории, представить его как ее «естественное состояние». Автор, напротив, исходит из убеждения в том, что предметно-концептуальное единство и категориальный порядок в социальной теории остается sine qua non ее существования. Концептуальная фрагментация естественна и неизбежна в валюативной социальной философии, оценивающей мир и ищущей смыслы человеческого существования в нем, но она нетерпима в философии рефлективной, пытающейся раскрыть собственную логику социального мира, не зависящую от ценностных предпочтений ученого. Инструментом понятийной оптимизации социального знания автор считает субстанциально-деятельностный подход, принципы которого раскрываются в статье. Опираясь на идеи Б. Спинозы и Г.В.Ф. Гегеля, автор
анализирует категорию «субстанция», доказывая ее необходимость для современного обществознания и гуманитаристики. Субстанцией в ее современном понимании автор считает процессуальное начало, которое определяет особый способ существования, присущий самоцельным информационным системам с органическим типом целостности, способным к самопорождению, самоподдержанию и саморазвитию. Соответственно, субстанцией социального мира автор считает деятельность общественного человека, создающую «из себя и для себя» все формообразования общественной жизни, ее субъектные, объектные, организационные, атрибутивные, таксономические и прочие проявления. Понимание того, что все существующее в социальной реальности представляет собой модус, атрибут или акциденцию деятельности, позволяет нам обнаружить объективные логические связи и взаимопереходы между категориями философско-социологического знания.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-02-28 (1)