Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-02-28. Прочтите самую последнюю версию.

Изображение и слово в культуре раннего итальянского Возрождения

Авторы

  • Е.Д. Майорова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-39-49

Ключевые слова:

слово, изображение, теория живописи, теория литерату­ры, итальянское Возрождение.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению теоретических экспликаций словесных и визуальных искусств. В ней исследуются специфические приемы изобра­зительного и литературного творчества, природа их образов и сопровожда­ющие их культурно-философские идеи. Разбираются пересечения и заим­ствования образных приемов и мотивов в литературе и живописи, а также художественная эффективность подобных взаимопроникновений и возмож­ные схемы взаимодействий. В статье поднимается вопрос о характере связи между матрицами слова и изображения, а также изучаются их особенности в художественной культуре раннего итальянского Возрождения (в частно­сти, на примере моделей станковой картины и гуманистического диалога). В статье предпринята попытка осмысления принципиальной идеи об об­щем соотношении словесного и визуального начал в указанный период: оно интересно главным образом ввиду того, что в эпоху итальянского Возрож­дения совершается одно из самых значимых изменений не только в истории фигуративных систем (икона – картина), но и в сущностном культурно-фи­лософском концепте (словесность – визуальность). Подчеркивается особый статус искусств (главным образом визуальных, сосредоточенных на глазе, на способности личного видения художника) в обозначенный период и раз­бираются причины подобной динамики в русле культурных исканий эпохи. Творческий материал ранней стадии эпохи итальянского Возрождения предлагается рассматривать под углом зрения современности: его провид­ческой роли – как акта рождения нового способа видения и миропонима­ния. Указывается на процесс общекультурного поворота к визуальным практикам, которыми будет отмечен не только исследуемый в статье пери­од, но и современное художественное сознание, а также кратко обозначают­ся особенности данного поворота на различных исторических стадиях.

Опубликован

2022-02-28

Версии

Выпуск

Раздел

Философия и культура

Как цитировать

[1]
2022. Изображение и слово в культуре раннего итальянского Возрождения. Вопросы философии. 2 (Feb. 2022), 39–49. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-2-39-49.