Это устаревшая версия, которая была опубликована 2022-01-31. Прочтите самую последнюю версию.

Кто мыслит сложностно в современной философии?

Авторы

  • Ф.И. Гиренок Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1
  • Д.П. Козолупенко Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1
  • Н.Н. Ростова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-30-42

Ключевые слова:

онтология природы, метагуманизм, автопоэзис, сложностность, сознание, субъективность, человек, сингулярная философия, сенсориум, Московская антропологическая школа

Аннотация

В статье рассматриваются философские основания концепции сложностно­сти, в рамках которой предпринимается попытка преодоления картезиан­ского дуализма и создания такой картины мира, которая позволяла бы по-новому взглянуть на отношения человека и природы и построить целостное знание о бытии. Но целостное знание о мире предусматривает решение во­проса о том, един ли мир и однороден ли он или же, напротив, в нем есть некие принципиальные разрывы. Если он един, то тогда каким статусом об­ладает субъективность? Если он разорван, то каким статусом обладает це­лостное знание о нем? Концепция сложностности сопоставляется с идеями сингулярной философии Московской антропологической школы, которая предлагает пересмотреть понятия субъективности и субъекта, а также со­знания и аффекта. В рамках сингулярной философии субъективность пони­мается не как то, что принадлежит субъекту, а как то, чему принадлежит субъект. Эта концепция также предполагает полный отказ от идеи тожде­ства субстанции и субъекта. Субъект может мыслиться вне связи с субстан­цией, а субстанция – вне связи с субъектом. Субъект в этом случае может пониматься как сингулярное событие. Понимание сложностности, преобра­зованное из классического понимания сложности с учетом обязательной позиции включенного наблюдателя, приводит к смещению в трактовке от­ношений человека и реальности от пространственной совместности к тем­поральному схватыванию. В то же время полного отказа от оснований ме­тафизики наличного, для которой характерна пространственная доминанта, не происходит.

Опубликован

2022-01-31

Версии

Выпуск

Раздел

К 80-летию воссоздания философского факультета в составе МГУ им. М.В. Ломоносова

Как цитировать

[1]
2022. Кто мыслит сложностно в современной философии?. Вопросы философии. 1 (Jan. 2022), 30–42. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-30-42.