Кто мыслит сложностно в современной философии?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-1-30-42Ключевые слова:
онтология природы, метагуманизм, автопоэзис, сложностность, сознание, субъективность, человек, сингулярная философия, сенсориум, Московская антропологическая школаАннотация
В статье рассматриваются философские основания концепции сложностности, в рамках которой предпринимается попытка преодоления картезианского дуализма и создания такой картины мира, которая позволяла бы по-новому взглянуть на отношения человека и природы и построить целостное знание о бытии. Но целостное знание о мире предусматривает решение вопроса о том, един ли мир и однороден ли он или же, напротив, в нем есть некие принципиальные разрывы. Если он един, то тогда каким статусом обладает субъективность? Если он разорван, то каким статусом обладает целостное знание о нем? Концепция сложностности сопоставляется с идеями сингулярной философии Московской антропологической школы, которая предлагает пересмотреть понятия субъективности и субъекта, а также сознания и аффекта. В рамках сингулярной философии субъективность понимается не как то, что принадлежит субъекту, а как то, чему принадлежит субъект. Эта концепция также предполагает полный отказ от идеи тождества субстанции и субъекта. Субъект может мыслиться вне связи с субстанцией, а субстанция – вне связи с субъектом. Субъект в этом случае может пониматься как сингулярное событие. Понимание сложностности, преобразованное из классического понимания сложности с учетом обязательной позиции включенного наблюдателя, приводит к смещению в трактовке отношений человека и реальности от пространственной совместности к темпоральному схватыванию. В то же время полного отказа от оснований метафизики наличного, для которой характерна пространственная доминанта, не происходит.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2025-02-06 (2)
- 2022-01-31 (1)