«Философия жизни» А.Ф. Лосева: новые материалы к теме. Лосев А.Ф. Жизнь. Публикация и подготовка текста Е.А. Тахо-Годи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-173-183Ключевые слова:
А.Ф. Лосев, философия жизни, жизнь, миф, абсолютная мифология, чудо, жертва, музыка, математикаАннотация
В статье фокусируется внимание на «философии жизни» А.Ф. Лосева как на одной из ключевых составляющих его творческого наследия и вычленяются основные этапы ее становления: ранний период, характеризующийся стремлением к экспериментальной психологии, к интерпретации мироощущения, к музыке как искусству, аналогичному жизненной стихии; период 1920-х гг., когда создаются «Диалектика мифа» и «Дополнение к “Диалектике мифа”», с их феноменолого-диалектической картиной не только социальной жизни – конкретные лики различных «относительных мифологий», – но и «абсолютной мифологии», жизни Самого Абсолюта; 1930–1940-е гг., когда Лосев, наряду с художественным воплощением своей «философии жизни» в философско-музыкальной прозе, пытается представить строгую диалектику жизни как философской категории, определить ее соотношение с такими категориями, как «сущность», «бытие», «небытие», «сознание», «бессознательное», «чудо», «род», «личность», «гений», «трагедия», «смерть», «инстинкт», «тайное знание» и т.д. Ставится вопрос об эволюции лосевской «философии жизни», о чем свидетельствует перенос в начале 1940-х гг. в рассказе «Жизнь» (авторское заглавие – «О презрении к смерти») логического акцента с такой ключевой для его философии конца 1920-х гг. категории, как «чудо» на категорию «жертвы», а также отказ от использования категории «миф». Намечается философская традиция интерпретации «философии жизни» в русской религиозной философии: Е.Н. Трубецкой – С.Л. Франк – А.Ф. Лосев. Обращается внимание на связь лосевской «философии жизни» с его математическими исследованиями бесконечно малых величин, что заставляет напомнить не только об идеях Г. Когена, но и «философии истории» Л. Толстого. Впервые осмысляются и вводятся в научный оборот тезисные записи о соотношении души и тела 1933 г. и создававшиеся ориентировочно во второй половине 1930-х гг. тезисы «Жизнь». Текст тезисов печатается по рукописным оригиналам из личного архива философа. Все конъектуры поставлены в угловые скобки, сохранены орфография и пунктуация оригинала.