Двойничество Ф.М. Достоевского: Россия и Европа в «Дневнике писателя»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-161-172Ключевые слова:
Ф.М. Достоевский, экзистенциальный опыт, двойничество, Россия, Европа, «Дневник писателя», двойная композиция, «разговор» с читателем.Аннотация
Автор исследует феномен двойничества в «Дневнике писателя» в историческом контексте и в актуальной российской публицистике 70-х гг. XIX в. Идея двойника как основа метафизических глубин творчества Достоевского связывает литературоведческий и философский анализ его произведений. Автор показывает, что феномен двойничества имеет экзистенциальное основание в самой биографии писателя: его опыт приговоренного к смертной казни, замененной затем сибирской каторгой; после освобождения – путешествия по Европе и возвращение в Петербург. «Внутренняя почва» двойничества, личностно пережитая и требовавшая от писателя осмысления, оформилась к середине 70-х гг. как идея ближайшего лидерства России среди европейских стран. Критикуя буржуазную Европу, Достоевский был уверен, что Россия всегда будет нуждаться в европейской культуре. Феномен двойничества показан в конструировании Достоевским двойной композиции «Дневника» (высокий и нижний регистры), в «разговорной» основе текста, построенной на письмах читателей и использованной писателем во внутреннем диалоге и с читателем, и с самим собой, а также в языковых маркерах «мы» и «они». Проблематика русско-европейских «двойнических» связей проходит через всю публицистику Достоевского, определяя его историософскую концепцию, отношение к вере, понимании нравственного выбора человека.