Образование в эпоху маргинализма: отчуждение знания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-131-137Ключевые слова:
образование, маргинализм, отчуждение, знание, информация, научно-технический прогресс, цифровизация, отсталость.Аннотация
Глобальное изменение образования в современном мире происходит столь масштабно, что требует отдельного анализа. Философия образования независимо от воззрений на цели и методы обучения изначально признавала его огромную значимость, ибо без подготовки индивидов к деятельности не могло развиваться общество. В настоящее время в Новосибирске выходит специализированный журнал «Философия образования», действует Ассоциация развития образования «Образование человека», проводятся ежегодные конференции. Абсолютное большинство философов признает фундаментальное значение образования и выступает за повышение его качества. Между тем современное развитие человечества вовсе не требует универсальной образованности населения. Человек всё больше вытесняется машинами из производства. Человек утрачивает долговременную память, ибо информация благодаря Интернету стала легкодоступной. Темп нововведений, открытий и изменений сегодня столь высок, что приспособление требует ежедневных усилий. Многие профессии отмирают, и характерной чертой времени становится маргинальность – людей, сообществ и стран. Знание отчуждается от своих создателей и тем более – от широких слоев населения. Люди превратились в потребителей, которых учить уже не нужно. Многоступенчатая система образования уже сегодня – глубоко архаичный институт. Потребность в ней постепенно отмирает, ибо проще поручить сложные операции машинам с их устойчивыми нейросетями, высокой надежностью и производительностью, чем тратить годы на подготовку специалистов-людей. Колоссальный рост информации делает ее усвоение отдельным человеком попросту невозможным. Относительно индивида знание становится внешней силой.