Образование в эпоху маргинализма: отчуждение знания

Авторы

  • А.О. Захаров Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12; Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, 127051, ул. Сретенка, д. 29.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-131-137

Ключевые слова:

образование, маргинализм, отчуждение, знание, информация, научно-технический прогресс, цифровизация, отсталость.

Аннотация

Глобальное изменение образования в современном мире происходит столь масштабно, что требует отдельного анализа. Философия образования неза­висимо от воззрений на цели и методы обучения изначально признавала его огромную значимость, ибо без подготовки индивидов к деятельности не могло развиваться общество. В настоящее время в Новосибирске выхо­дит специализированный журнал «Философия образования», действует Ас­социация развития образования «Образование человека», проводятся еже­годные конференции. Абсолютное большинство философов признает фундаментальное значение образования и выступает за повышение его ка­чества. Между тем современное развитие человечества вовсе не требует универсальной образованности населения. Человек всё больше вытесняет­ся машинами из производства. Человек утрачивает долговременную па­мять, ибо информация благодаря Интернету стала легкодоступной. Темп нововве­дений, открытий и изменений сегодня столь высок, что приспособ­ление требует ежедневных усилий. Многие профессии отмирают, и харак­терной чертой времени становится маргинальность – людей, сообществ и стран. Знание отчуждается от своих создателей и тем более – от широких слоев населения. Люди превратились в потребителей, которых учить уже не нужно. Многоступенчатая система образования уже сегодня – глубоко арха­ичный институт. Потребность в ней постепенно отмирает, ибо проще пору­чить сложные операции машинам с их устойчивыми нейросетями, высокой надежностью и производительностью, чем тратить годы на подготовку спе­циалистов-людей. Колоссальный рост информации делает ее усвоение от­дельным человеком попросту невозможным. Относительно индивида зна­ние становится внешней силой.

Опубликован

2021-12-31

Выпуск

Раздел

Cовременный антропологический кризис: проблемы и перспективы

Как цитировать

[1]
2021. Образование в эпоху маргинализма: отчуждение знания. Вопросы философии. 12 (Dec. 2021), 31–137. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-131-137.