Интеллектуальная ответственность и эпистемологический теизм

Авторы

  • А.В. Углева Школа философии и культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-43-55

Ключевые слова:

эпистемология добродетелей, интеллектуальная надежность, эпистемическая ответственность, эпистемологический теизм, эпистемическое благо, интеллектуальная этика.

Аннотация

Одним из наиболее интересных и широко дискутируемых в современной эпистемологии направлений является так называемая интеллектуальная этика, нормативная по своей сути, центрированная вокруг понятия эписте­мической добродетели, опирающаяся на идею метафизической антрополо­гии, дополненной элементами теологии. Последнее заключается в пред­ставлении о «даре» человеку со стороны Высшего существа, Бога, – и этот дар состоит в присущих индивиду эпистемических добродетелях. Субъе­кто-центрированная эпистемология добродетелей делает акцент на интел­лектуальных и эпистемических качествах познающего субъекта, гарантиру­ющих истинность его верований. Однако является ли Бог истинным гарантом их «эпистемической надежности» и возможности отождествления таким образом обоснованного верования со знанием? Надежность самой когнитивной человеческой способности может видеться в реализации virtus как «совершенства в бытии ради блага», в данном случае эпистемического, единственной гарантией которого способна быть только божественная во­ля. Так ли это? В статье делается попытка ответить на этот вопрос в ходе реконструкции и анализа эпистемолого-теистического подхода к определе­нию одной из ключевых эпистемических добродетелей познающего субъек­та – интеллектуальной ответственности.

Опубликован

2021-12-31

Выпуск

Раздел

Философия, наука, общество

Как цитировать

[1]
2021. Интеллектуальная ответственность и эпистемологический теизм. Вопросы философии. 12 (Dec. 2021), 43–55. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-43-55.