От Бергсона к Томасу Манну: опыт времени в романе «Волшебная гора»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-177-187Ключевые слова:
время, длительность, экзистенциальный опыт, музыка, Томас Манн, Анри Бергсон, «Волшебная гора».Аннотация
В статье сопоставляются некоторые особенности трактовки времени, характерные для романа Томаса Манна «Волшебная гора», с концепцией времени, разработанной Анри Бергсоном. В «Волшебной горе», которую Манн называл романом о времени, различаются, как и у Бергсона в «Опыте о непосредственных данных сознания», две формы времени: время объективное, хронологическое, которое может быть измерено, и время субъективное, внутреннее, не подлежащее измерению и подсчету. Ведущая тема книги – духовное взросление главного героя, Ганса Касторпа, который неожиданно для самого себя остается на семь лет в высокогорной лечебнице, где «внешнее» время почти незаметно в силу однообразия привычных форм существования. Это время «размывается», постепенно утрачивает значение для героя. На первый план выдвигается, напротив, сложная работа души, осмысление жизни, болезни и смерти, любовные переживания, постижение философии и культуры в беседах с «наставниками» – наследником традиций Просвещения Сеттембрини и иезуитом Нафтой. Подобное взаимопроникновение переживаний, впечатлений, восприятий Бергсон связывал с «длительностью» как внутренним, субъективным временем. Именно оно играет особую роль в экзистенциальном опыте Касторпа. Вместе с тем, наряду с этими аспектами, которые побуждают к сопоставлению с идеями Бергсона, в романе присутствуют иные темы, связанные со временем и отсылающие к иным философским традициям. Главные из них – темы болезни и смерти, а также, отчасти связанная с первой, – тема вечности, которая предстает в книге в разных ракурсах.