Научный прогресс и его враги: случай академического словоблудия
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-95-107Ключевые слова:
словоблудие, брехня, истина, ложь, наука, знание, Г. Франкфурт.Аннотация
В данной статье исследуется природа академического словоблудия как проблема современной науки и философии, а также как препятствие, стоящее на пути научного прогресса. Обсуждаются эпистемологические и философско-научные аспекты феномена словоблудия, выявляются ограничения существующих подходов к его анализу (в частности, подхода Г. Франкфурта к определению словоблудия в терминах интенций словоблуда). Отталкиваясь от концепции словоблудия Дж. Коэна, авторы предлагают собственное определение этого понятия, в котором словоблудие объясняется не в терминах намерений словоблуда, как это чаще всего делается в современной литературе, а через объективные характеристики рассуждения, признаваемого словоблудием. К таковым характеристикам относится несоблюдение принципа актуальности и обоснования. Словоблудием является набор утверждений, содержание которых не представляет информацию, актуальную для данной научной дисциплины, или набор утверждений, обоснование которых не отвечает тем требованиям, предъявляемым к обоснованию в соответствующей научной дисциплине. Важный аспект предложенного определения заключается в зависимости того, что считается актуальным и обоснованным от контекстуально задаваемой инстанции, в роли которой выступает релевантное научное сообщество (дисциплина). В статье исследуется ряд преимуществ предлагаемого определения, а также обсуждается та роль, которая должна отводиться анализу интенций и мотиваций словоблуда при обсуждении феномена словоблудия. В частности, показано, что предлагаемое определение способно не только объяснить известные сложные случаи для
концепций Франкфурта и Коэна, но и объяснить, как отличать групповое словоблудие от группового мнения.