Можем ли мы надеяться на прогресс в понимании «прогресса»?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-63-69Ключевые слова:
прогресс, наука, усложнение, смысл истории, развитие, разум.Аннотация
Статья посвящена обсуждению поднятой А.Л. Никифоровым темы смысла и значения научного прогресса. Доказывается, что научный прогресс в соответствии с исходным смыслом, вложенным в понятие прогресса, следует рассматривать в контексте идеи универсального развития человеческого разума, которое охватывает не только когнитивное освоение природного мира, но и построение гармоничного общества, и совершенствование человека как такового. Исходя из этого, проблематично рассуждать об автономном научном прогрессе, не затрагивающем духовную сферу. Показано, что изменения в понимании прогресса относятся не только к научному или социальному прогрессу, но ко всему комплексу представлений, связанных с идеей развития мировой цивилизации. Показана историческая трансформация трех ключевых концепций, лежащих в основании дискурса прогресса, которые исследователь метафизики прогресса А. де Бенуа выделяет как наиболее устойчивые. Во-первых, идея линейного прогресса, основанная на онтологии механицизма и редукционизма, сменяется концепцией социальной эволюции, основанной на взаимодействии органических систем и подсистем. Во-вторых, идея фундаментального единства человечества и единой науки уступает место несводимой множественности культур и теорий мироустройства. В-третьих, идея контролируемого преобразования мира замещается концепцией неопределенности. Показано преобразование дискурса прогресса в дискурс усложнения мира. Характерной особенностью этого дискурса и сопряженного с ним круга идей является то, что они говорят о распределенном агенте мирового процесса, освобождая тем самым человека от исключительной ответственности за ход истории. Защищается точка зрения, что изменение понимания прогресса является выражением концептуального и онтологического усложнения.