Ментальный поворот в преддверии Средних веков и концепт интуиции
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-197-207Аннотация
Статья посвящена выявлению сущностных черт интуитивного мышления, которое является в первую очередь способом понимания и извлечения скрытых смыслов. Анализируются такие понятия, как смысл, понимание и символ. Символ выступает в статье как ключевая фигура способа мышления, характерного для Средних веков. Проводится сравнительный анализ древнегреческого и средневекового способов мышления. Важная роль уделяется понятию границы эпох как уникального состояния перехода от ощущения к чувству, от явленного к скрытому. Показана эволюция понятия
интуиции, его смысловые метаморфозы, а также ее изменяющийся когнитивный статус. Для Сократа интуиция представлена в форме даймона, безличной силы, помогающей стать собой и принимать решения согласно
этическим принципам. У Августина происходит метанойя как на субъективном уровне, так и на уровне эпохи. Понятие и сущность «Я» перестают быть автономными от природы Бога, так как только в процессе познания, слияния с Богом возможно появление личности. В этом заключается принципиальное различие в способе самопознания двух культур: древнегреческой и средневековой. Таким образом перед нами предстают две эпистемологические установки, определяющие когнитивный статус интуиции. На основании примеров из средневекового мистического опыта и неоплатонизма дается определение интуиции в контексте средневекового способа существования. Для средневековых мистиков важную роль играет контемплация, непосредственное созерцание истины в Боге. Отсюда потом произойдет декартовская ясность и отчетливость. Для рационалистов интуиция является высшей познавательной способностью души