Современные методологические проблемы исследования творчества Н. Бердяева
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-123-129Ключевые слова:
Н. Бердяев, русская религиозная философия, Кембриджская школа интеллектуальной истории, теории секуляризации, «новое религиозное сознание»Аннотация
Статья посвящена разработке методологии интеллектуальной истории для комплексного подхода к изучению русской религиозной философии в целом и философского наследия Н.А. Бердяева в частности. Необходимость поиска новой методологии продиктована тем, что в современных научных работах, ставящих целью отказ от идеологических споров о сравнительном превосходстве русской и западной философий и рассматривающих творчество Бердяева в контексте мировой истории мысли, отсутствует консенсус не только по вопросу о том, к какой философской школе относится Бердяев, но даже по проблеме отнесения фигуры Бердяева к какой-либо конкретной дисциплине – философии, богословию или культурологии. Выход из этой ситуации предлагает комплексная методология интеллектуальной истории, опирающаяся на идеи Кембриджской школы (К. Скиннер) и теории секуляризации. Разрабатываемый автором подход ставит целью рассмотрение текстов философа как действий, осуществляемых в том или ином общественно-политическом контексте с целью оказать реальное воздействие на него. В отличие от сугубо политических текстов, традиционно рассматриваемых с помощью кембриджского подхода, в случае религиозной философии данная методология должна также учитывать взаимосвязь философских дискурсивных практик с религиозным дискурсом, религиозными практиками и регулирующими их институциональными церковными отношениями. Применение данных методологических соображений к изучению философии Бердяева позволяет обосновать необходимость изучения влияния общественно-политических и церковных дискуссий начала XX в. на становление зрелого и позднего творчества философа