Концептуальные особенности «сложностного» видения мира
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-49-52Ключевые слова:
становление, индивидуация, трансдукция, операция, аллагматика, сложностность, процесс, техника, информация, метастабильностьАннотация
Сегодня почти все сферы человеческого существования истолковываются – прямо или косвенно – как перманентно становящиеся реалии, не предполагающие ни окончательной фиксированности, ни предзаданных конечных целей или состояний. Мир предстает не столько в форме сложносоставного динамического образования механистического толка, сколько в виде подвижной непрерывно становящейся среды, предполагающей особые техники исследования и способы пребывания в ней. И такое видение, направленное на постижение становящихся реальностей, предполагающее концептуальные сдвиги в современном естествознании, технике, гуманитарной деятельности, а шире в самом восприятии природы и социума, В.И. Аршинов наделяет эпитетом «сложностное». В предлагаемом тексте будет рассмотрен небольшой фрагмент из творческого наследия одного из весьма влиятельных ныне философов Ж. Симондона, позволяющий отчасти выявить особенности такого «сложностно» ориентированного мышления. Центральной темой философской стратегии Симондона является концептуализация того, как осуществляются становления сущего. Обсуждение данного сюжета Симондон начинает с критики гилеморфической схемы, полагающей генетическое начало сущего в дихотомии форма – материя и, прежде всего, в интерпретации и теоретическом использовании такой дихотомии Аристотелем, поскольку, согласно Симондону, эта пара категорий способствовала формированию статичного взгляда на мир, человека и общество. В разных исполнениях дихотомия форма – материя может истолковываться в виде дихотомий душа – тело, искусственное – естественное, живое – неживое и т.д. Отметим, что свою критику Симондон начинает с анализа технологического обоснования гилеморфической схемы, обращаясь к операции изготовления параллелепипедного кирпича из глины