Из истории западной и русской трактовок «сердечной заповеди» древнекитайского «Шу цзина»

Авторы

  • Л.В. Стеженская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11; Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 117997, Нахимовский пр-т, д. 32.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-194-208

Ключевые слова:

«Шу цзин», «Канон записей», «сердечная заповедь», неоконфуцианство, архимандрит Даниил (Д.П. Сивиллов), перевод.

Аннотация

Автохтонная традиционная китайская мысль в наиболее совершенном виде представлена в философии неоконфуцианства, которое продолжает оставать­ся значимым фактором в современном национальном сознании китайцев. Преимущественное внимание западной синологии и русского китаеведения к раннему конфуцианству не в полной мере учитывает неоконфуцианскую интерпретацию древнекитайской классики. На примере западных и русских переводов «Шестнадцатисловной сердечной заповеди» («Ши лю цзы синь
чуань») из третьей главы «Шу цзина», озаглавленной «Да Юй мо» («Советы Великого Юя»), выполненных в свое время А. Гобилем, Н.Я. Бичуриным, ар­химандритом Даниилом (Д.П. Сивилловым), У.Г. Медхёрстом, Дж. Леггом, С. Куврёром, У.Г. Олдом, показано постепенное усвоение ее неоконфуциан­ской трактовки западными и русскими переводчиками. Раньше и лучше дру­гих эту трактовку осознал архимандрит Даниил в своем неопубликованном русском переводе «Шу цзин» в начале 1840-х гг. Ключевую роль в этом дол­жен был сыграть отказ от посредничества маньчжурского языка и исполь­зование современных ему неоконфуцианских комментариев. Подчеркнута значимость изучения неоконфуцианской герменевтики для исследования тра­диционной китайской философии, включая древнекитайскую классику. При­лагается не публиковавшийся ранее выполненный архимандритом Даниилом перевод главы «Да Юй мо».

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Из истории западной и русской трактовок «сердечной заповеди» древнекитайского «Шу цзина». Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 194–208. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-194-208.