Парадоксы идентичности с ἄθεος и religio в религиоведческих дискуссиях современной России
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-152-162Ключевые слова:
религия, атеизм, философия религии, философское религиоведение, социальные феномены.Аннотация
Религия и атеизм рассматриваются с позиций философского религиоведения как социальные феномены и преемственные традиции, периодически определяемые и переопределяемые в локальных контекстах как собирательное множество разнородных форм, преемственно восходящих к контекстам греко-римской культуры, стоящим за терминами «ἄθεος» и «religio». Анализируются эксплицитные и имплицитные характеристики этих кросс-культурных и трансисторических символизаций нормативных образов «подлинных сил бытия», дистанцирующихся от различных «маргиналий» и «девиаций», конструируемых на разных этапах развития глобальной цивилизации в локальных центрах, включая Россию. Лексема «ἄθεος» рассматривается в спектре коннотаций от трагической «брошенности богами» до героического энтузиазма «отрицания ложных образов богов». Лексема «religio» показана в диапазоне коннотаций от «ужаса перед зловещими знамениями» до «ликующего почитания законных богов», ведущего к гармонии с высшими силами природы (Цицерон). Разделяются институциональные и элементарные феномены «религиозности» и «атеистичности», которые определяются не в свете традиционных различений «веры» и «разума» или «сакрального» и «профанного», но через дистанцирование «неизвестного» и «известного» (Н. Луман). Человечество всегда создавало «умозрительные миры» (магию, миф, религию, философию и науку), где «неизвестное» символически презентовалось как надежда на коммуникацию с «таинственными акторами», которая переживалась как «радость» и «ликование», в случае «поддержки», либо как «разочарование» и «плач», в случае «отсутствия такой помощи».