Парадоксы идентичности с ἄθεος и religio в религиоведческих дискуссиях современной России

Авторы

  • Е.И. Аринин Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, 600000, ул. Горького, д. 87.
  • В.С. Глаголев Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, 119454, пр. Вернадского, д. 76.
  • Н.М. Маркова Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, 600000, ул. Горького, д. 87.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-152-162

Ключевые слова:

религия, атеизм, философия религии, философское религиоведение, социальные феномены.

Аннотация

Религия и атеизм рассматриваются с позиций философского религиоведения как социальные феномены и преемственные традиции, периодически опре­деляемые и переопределяемые в локальных контекстах как собирательное множество разнородных форм, преемственно восходящих к контекстам гре­ко-римской культуры, стоящим за терминами «ἄθεος» и «religio». Анализи­руются эксплицитные и имплицитные характеристики этих кросс-культур­ных и трансисторических символизаций нормативных образов «подлинных сил бытия», дистанцирующихся от различных «маргиналий» и «девиаций», конструируемых на разных этапах развития глобальной цивилизации в ло­кальных центрах, включая Россию. Лексема «ἄθεος» рассматривается в спек­тре коннотаций от трагической «брошенности богами» до героического эн­тузиазма «отрицания ложных образов богов». Лексема «religio» показана в диапазоне коннотаций от «ужаса перед зловещими знамениями» до «лику­ющего почитания законных богов», ведущего к гармонии с высшими силами природы (Цицерон). Разделяются институциональные и элементарные фено­мены «религиозности» и «атеистичности», которые определяются не в свете традиционных различений «веры» и «разума» или «сакрального» и «про­фанного», но через дистанцирование «неизвестного» и «известного» (Н. Лу­ман). Человечество всегда создавало «умозрительные миры» (магию, миф, религию, философию и науку), где «неизвестное» символически презентова­лось как надежда на коммуникацию с «таинственными акторами», которая переживалась как «радость» и «ликование», в случае «поддержки», либо как «разочарование» и «плач», в случае «отсутствия такой помощи».

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Парадоксы идентичности с ἄθεος и religio в религиоведческих дискуссиях современной России. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 152–162. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-152-162.