Панквалитизм как монизм Рассела
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-142-151Ключевые слова:
панквалитизм, панпсихизм, панпротопсихизм, панэкспериентализм, нейтральный монизм, монизм Рассела, проблема комбинации, Сэм Колман, философия сознанияАннотация
Панквалитизм основан на допущении, что внутренняя природа материи обладает чем-то вроде феноменальных качеств, существующих вне нашего опыта. А сознание формируется посредством осведомленности о некоторых данных качествах. В статье обсуждается вариант панквалитизма, предлагаемый С. Колманом, главным сторонником данной концепции на сегодня. Его панквалитизм называют видом монизма Рассела, а также панпсихизмом или панпротопсихизмом, нейтральным монизмом или разновидностью физикализма. Показывается, что по причине непознаваемости внутренних свойств материи в монизме Рассела, на базе которого возникает современный панквалитизм, последний схож с любой из вышеназванных концепций. Однако панпротопсихизм представляется наиболее близким к нему вариантом интерпретации, и он указывает на недостатки данной концепции. Панквалитизм Колмана строится на утверждении о невозможности суммирования субъектов, но используемое им понятие субъекта вызывает вопросы ввиду своей неопределенности. Отмечается, что определение статуса субъекта для решения проблемы комбинации тесно связано с подходами к решению проблемы тождества личности и может быть так или иначе рассмотрено в связи с ней.