Механизм творчества: почему мы открываем новое

Авторы

  • Д.Б. Богоявленская Психологический институт РАО, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 9, к. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-82-89

Ключевые слова:

творчество, одаренность, саморазвитие, уровни познания, эксперимент, метод

Аннотация

В статье представлена попытка обоснования механизма творчества как раз­вития деятельности по своей инициативе, что составляет высший уровень познавательной активности человека. Автор соотносит такое понимание способности к творчеству с феноменом одаренности и видит принципиаль­ное отличие творчества от мышления, которое не выходит за рамки реше­ния предлагаемых задач и заключается в овладении требуемого для этого алгоритма. В статье подробно описан метод, разработанный для исследова­ний развития познания у человека, и модель эксперимента, отличающаяся от традиционной модели «стимул – реакция», что, согласно автору, позво­ляет наблюдать феномен творчества как развития деятельности по инициа­тиве самого субъекта. Такой эксперимент проводился автором и его после­дователями на протяжении полувека на одних и тех же испытуемых: сначала они были учениками физико-математической школы, затем выпуск­никами университетов и институтов, а в конечном итоге стали учеными, преподавателями или сотрудниками фирм. В качестве доказательства ва­лидности и прогностичности метода автор рассматривает не численность выборки, а стабильность на протяжении полувека проявленных в диагно­стике показателей творчества участников эксперимента.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Памяти Сергея Леонидовича Рубинштейна

Как цитировать

[1]
2021. Механизм творчества: почему мы открываем новое. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 82–89. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-82-89.