Философские смыслы человека в греко-византийской патристике
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-8-142-152Ключевые слова:
византийская философия, восточная патристика, христианская антропология, образ, Богоподобие, обóжение, философия религииАннотация
В статье прослеживается становление новой религиозно-философской традиции рассмотрения человека, оформившейся в текстах представителей восточной патристики эпохи триадологических и христологических богословских дискуссий в Византии в IV–VII вв. Также представлены идеи более ранних Отцов Церкви (периода апологетики христианства), заложивших предпосылки раннесредневековой христианской антропологии. В работе анализируются основные проблемы, решение которых позволило греко-византийским Отцам Церкви сформировать антропологическую традицию
восточного христианства. В частности, отмечены различия в обоснованиях восточными Отцами ветхозаветного положения о сотворении человека по образу и подобию Бога, показано разнообразие концепций относительно противоречивой природы человека, связанной с противоборством души (духа) и тела. В этом контексте принцип антиномизма выводится как основной метод теоретизирования о человеке в его отношениях с Богом и тварным миром. Особое внимание в статье уделяется патристической интерпретации идеи обóжения, понимаемого как жизненная цель человека и в то же время как процесс осуществления его высокого назначения по единению двух противоречивых миров – Божественного и земного – в один гармоничный универсум. Обóжение выводится как возможность преодоления двойственности человека и как праведный путь, направляющий каждого индивида к самосовершенствованию, самопознанию и достижению духовного единства с Творцом. Статья построена на основе анализа святоотеческих текстов восточного христианства – трудов Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина.