Понятие нацистской морали: вызов моральной философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-8-68-79Ключевые слова:
моральная философия, Аушвиц, этика, этика после Аушвица, мораль, нацистская мораль, моральная идеология, зло, совесть, добродетель, моральный императив, поступок, убийство, не-убийствоАннотация
Мысль об Аушвице не может не быть моральной, но Аушвиц обернулся дискредитацией самой идеи морали, крахом всего ее понятийного содержания. Один из главных вызовов заключен в понятии нацистской морали: доминирующее в обыденном сознании и этике понимание морали не позволяет рассматривать его как оксюморон. На это указывают обильная моральная риторика, озабоченность моральными проблемами, наличие всего, с чем связана идея морали, – норм, ценностей, доминирования долга над склонностью, апелляции к моральной императивности и совести, идей добра и зла, блага, образов и перечней добродетелей, моральной оценки себя и других, идей достоинства, ответственности, примата морали над правом. Идея борьбы со злом, образ которого задан идеологией нацизма, стала моральной основой Аушвица, воспроизводя логику «справедливой войны». В основе нацистской морали лежит разрыв между добродетельным человеком и его деянием, позволяющий совершающему убийство не становиться убийцей и по собственным, и по общественным меркам. Убийство тоже мыслится расчлененно: доминирующее значение имеют его мотивы и способ осуществления, которые должны быть «гуманными», щадящими и для убийц, и для жертв, а значит, и морально санкционированными. Автор показывает, что мораль является важной составляющей механики Аушвица. Нацистской морали не противостоит никакая иная развернутая мораль, но лишь индивидуальный поступок спасения, не опосредованный моральной идеологией. Отвержение понятия нацистской морали замыкает идею морали на не-убийство как до-вне-моральное начало, не являющееся нормой или запретом, опосредованным моральными идеями.