Инклюзивизм как категориальное средство в работах Пауля Хакера и Герхарда Оберхаммера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-191-200Ключевые слова:
индийская философия, индийские религиозные традиции, религиоведение, Оберхаммер, Хакер, инклюзивизм, Хальбфасс, толерантность, трансцендентальная герменевтика.Аннотация
Понятие инклюзивизма было введено немецким индологом Паулем Хакером (1913–1979) для обозначения особой стратегии ведения полемики, характерной для индийских религиозных учений. Инклюзивизм – это заимствование чужих идей и верований и включение их в свою доктрину на иерархически подчиненном положении. Хакер рассматривал индийский инклюзивизм как интеллектуальную практику, использовавшуюся в ходе конкурентной борьбы между различными религиозными традициями, и противопоставлял его толерантности, которую считал феноменом европейской культуры. Понятие инклюзивизма приобрело популярность и используется в современных индологических исследованиях. Известный немецкий религиовед Герхард Оберхаммер (р. 1929) в контексте разрабатываемого им учения трансцендентальной герменевтики рассматривал инклюзивизм не как социальную стратегию, но как нормативный способ формирования канона священных текстов, который был характерен для многих индийских религиозных традиций. В настоящей статье анализируются подходы к инклюзивизму в трудах Хакера и Оберхаммера, а также рассматриваются перспективы применения этой концепции в современных исследованиях в области индийской философии и индийских религий. Отказ от узкоспециальных интерпретаций инклюзивизма и его широкое понимание в качестве имплицитной текстуальной стратегии, характерной для интеллектуальных традиций на различных этапах индийской истории, делают инклюзивизм потенциально продуктивным концептуальным средством для изучения индийской философии и индийской культуры.