Истоки учения о Шри (Лакшми) в вишишта-адвайта-веданте
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-183-190Ключевые слова:
индийская философия, история философии, вишишта-адвайта-веданта, онтология, шри-вишнуизм, Лакшми, Шри, Панчаратра, ВедыАннотация
Учение о Шри-таттве (онтологии богини Лакшми) в философии вишишта-адвайта-веданты является одним из наиболее обсуждаемых и вызывает ряд вопросов как внутри традиции, так и со стороны других философских школ. Единая Высшая Реальность (Брахман) в своей персонифицированной форме здесь представлена как Вишну с его супругой Шри. Однако не всегда однозначно можно сказать, действует ли богиня автономно или же она полностью подчинена Богу. Является ли она потенцией Бога, метафизическим принципом или же она сама есть верховное божество наравне с Вишну. В XIII–XIV вв. эта доктрина стала одной из важнейших в спорах между шри-вишнуитскими школами Тенгалаи и Вадагалаи на юге Индии. В дебатах и в своих трудах ачарьи критиковали различные теории о том, может Лакшми выступать как средство достижения освобождения (мокши), является ли она параматмой или только лишь частью Брахмана, обладает ли она бесконечной формой и т.д. Философы традиции, разъясняя данное учение, опирались в первую очередь на ведийские тексты и самхиты Панчаратры как наиболее авторитетные источники познания. В данной статье мы рассматриваем упоминания в этих текстах о Шри-Лакшми, ее природе, атрибутах и функциях, а также о ее статусе по отношению к Нараяне и миру.