«Гадья-трайя» Рамануджи в категориальной системе трансцендентальной герменевтики Г. Оберхаммера. Оберхаммер Г. «Встреча» как категория религиозной герменевтики. Фрагмент. Пер. с нем. Р.В. Псху
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-153-163Ключевые слова:
Рамануджа, вишишта-адвайта, Гадья-трайя, прапатти, бхакти, Вайкунтхагадья, «Ведартхасаграха», вайшнавизм, тенгалаи, вадагалаи, Веданта ДешикаАннотация
В статье исследуется ряд вопросов, связанных с местом и ролью одного из текстов, приписываемых Раманудже, в философской традиции вишишта-адвайта-веданты. Дается историографический обзор исследований основных частей «Гадья-трайи» (в частности, анализируются основные доводы за и против утверждения за этим текстом авторства Рамануджи, выдвинутые оппозиционными друг другу точками зрения в статьях Р. Лестера (Robert Lester. Rāmānuja and Śrī-Vaiṣṇavism: The Concept of Prapatti or Śaraṇāgatigādya) иН. Найар (Nancy Nayar. The Concept of prapatti in Rāmānuja’s Gītārthasaṃgraha), а также вопросы, поднимаемые рядом другихавторов). Кратко освещается роль исследуемого текста в поздней традиции вишишта-адвайты (в частности, в традициях тенгалаи и вадагалаи). На основе текстологических сопоставлений санскритских текстов «Вайкунтхагадьи» (одна из частей «Гадьятрайи») и «Ведартхасамграхи» Рамануджи приводятся доводы за и против того, чтобы считать автором этого текста Рамануджу. Содержание текста кратко осмысляется в аспекте трансцендентальной герменевтики Г. Оберхаммера, в частности, одной из ее категорий – «встречи» (Begegnung). Раскрытие философского содержания категории «встреча» осуществлено в одной из работ Оберхаммера (Begegnung als Kategorie der HermeneutikReligioser Traditionen), перевод фрагмента которой публикуется как приложение к данной статье.