Тезис средневековой онтологии в толковании Хайдеггера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-145-152Ключевые слова:
бытие, сущность, существование, действительность, творение, схоластика, онтология, феноменология, М. Хайдеггер.Аннотация
Статья посвящена анализу хайдеггеровского толкования тезиса средневековой онтологии. Главным источником при подготовке данной статьи послужили Марбургские лекции Хайдеггера «Основные проблемы феноменологии», где проблеме истолкования тезиса средневековой онтологии посвящен отдельный раздел. В исследовании применяются методы герменевтического анализа, компаративного анализа, а также метод историко-философской реконструкции. В статье показано, какие точки сближения мог обнаружить Хайдеггер в средневековой традиции обсуждения проблемы различения сущности (essentia) и существования (existentia) со своим проектом фундаментальной онтологии. Особое внимание уделено прояснению основных для темы исследования понятий essentia и existentia, а также тесно связанных с ними греческих терминов μορφή, εἶδος (ἰδέα), τὸ τὶ ᾖν εἶναι, γένος, φύσις, ὁριςμός, οὐσία в толковании Хайдеггера. В статье представлено, каким образом именно прояснение генеалогии ключевых онтологических понятий открывает для Хайдеггера возможность к обнаружению корреляции между построениями средневековой метафизики и аналитикой Dasein. Автор показывает, в какой мере схоластическая традиция обсуждения проблемы соотношения и различения сущности и существования в толковании Хайдеггера могла послужить своего рода введением в разрабатываемый Хайдеггером проект онтологии как феноменологии. В статье также показано, какие трудности возникают при попытке применить результаты анализа тезиса средневековой онтологии по отношению к специфике бытийного устроения Dasein. В этом проблемном контексте рассматривается соотношение и различие предложенных Хайдеггером терминов: чтойность (Washeit), наличное бытие (Vorhandensein), а также Werheit и Existenz.