Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности. Шанкара. Брахмасутрабхашья II.2.1–10. Перевод и примечания В.К. Шохина

Авторы

  • В.К. Шохин Институт философии РАН,Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-125-144

Ключевые слова:

индийская философия, веданта, санкхья, Шанкара, контроверсия, комментаторская литература, аналитическая практика, натуралистический эволюционизм, дуализм, абсолютный монизм.

Аннотация

Статья посвящена контроверсии адвайта-веданты и санкхьи – двух самых влиятельных брахманиcтских систем раннего Средневековья, из которых первая благодаря деятельности Шанкарачарьи (VII–VIIIвв.) начала эф­фективное завоевание индийского философского пространства, а вторая сдавала свои позиции. Исследование полемических пассажей основного сочинения Шанкары, комментария к «Брахмасутре», позволяет рассмот­реть два фронта этого противостояния: попытки дезавуировать претензии санкхьяиков на отдельные концептуальные территории Упанишад и на ко­герентность системы, совмещающей черты очень своеобразных натура­листического эволюционизма и дуализма. Автор приходит к выводам, что Шанкаре не удалось показать отсутствие понятийного аппарата санкхьи в средних Упанишадах, но удалось продемонстрировать логическую не­состоятельность ее натурализма и проблематичность дуализма, тогда как санкхьяикам удалось вскрыть трудности в совместимости сотериологиче­ской программы адвайтистов с их онтологической доктриной абсолютно­го монизма. По мнению автора, результаты этого противостояния имеют не только историко-философский интерес, но востребованы и современ­ной философской рефлексией.

Загрузки

Опубликован

2021-07-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности. Шанкара. Брахмасутрабхашья II.2.1–10. Перевод и примечания В.К. Шохина. Вопросы философии. 7 (Jul. 2021), 125–144. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-125-144.