Полемика Шанкары с санкхьей: тяжба о ведийском наследстве и о логической рациональности. Шанкара. Брахмасутрабхашья II.2.1–10. Перевод и примечания В.К. Шохина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-125-144Ключевые слова:
индийская философия, веданта, санкхья, Шанкара, контроверсия, комментаторская литература, аналитическая практика, натуралистический эволюционизм, дуализм, абсолютный монизм.Аннотация
Статья посвящена контроверсии адвайта-веданты и санкхьи – двух самых влиятельных брахманиcтских систем раннего Средневековья, из которых первая благодаря деятельности Шанкарачарьи (VII–VIIIвв.) начала эффективное завоевание индийского философского пространства, а вторая сдавала свои позиции. Исследование полемических пассажей основного сочинения Шанкары, комментария к «Брахмасутре», позволяет рассмотреть два фронта этого противостояния: попытки дезавуировать претензии санкхьяиков на отдельные концептуальные территории Упанишад и на когерентность системы, совмещающей черты очень своеобразных натуралистического эволюционизма и дуализма. Автор приходит к выводам, что Шанкаре не удалось показать отсутствие понятийного аппарата санкхьи в средних Упанишадах, но удалось продемонстрировать логическую несостоятельность ее натурализма и проблематичность дуализма, тогда как санкхьяикам удалось вскрыть трудности в совместимости сотериологической программы адвайтистов с их онтологической доктриной абсолютного монизма. По мнению автора, результаты этого противостояния имеют не только историко-философский интерес, но востребованы и современной философской рефлексией.