«Последний из могикан русской мысли»: Павел Сергеевич Попов о Густаве Густавовиче Шпете.Попов П.С. Шпет. Археографическая работа, примечания и публикация А.И. Семеновой
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-105-124Ключевые слова:
история русской философии первой половины ХХ в., воспоминания, П.С. Попов, Г.Г. Шпет, университетская философия, биографический метод.Аннотация
Статья актуализирует интеллектуальне наследие известного русского философа, литературоведа, переводчика Павла Сергеевича Попова (1892–1964), труды которого сохранились в семейном архиве. Она предваряет публикацию главы, посвященной Густаву Густавовичу Шпету, из неопубликованных мемуаров П.С. Попова «Образы былого. Воспоминания из университетских, гимназических и детских лет» (эту книгу П.С. Попов начал писать еще в 1920-е гг. и закончил в 1940-е гг.). Рукопись представляет прежде всего историко-философскую ценность, открывая для нас новые интересные страницы истории мысли в России первой половины ХХ в. Она позволяет нам по-новому посмотреть и на П.С. Попова, и на Г.Г. Шпета, уточняет нюансы взаимоотношений между философами того времени, подтверждает идейные и биографические предположения исследователей (например, о существовании машинописного варианта второго тома «Очерка развития русской философии» Г.Г. Шпета). Кроме того, благодаря этим воспоминаниям выявляются различные детали интеллектуальной жизни первой половины ХХ столетия (в том числе и внутренние идейные связи в Психологическом обществе, и интеллектуальная атмосфера «редактирования» шпетовского перевода книги Г.В.Ф. Гегеля «Феноменология духа», и др.). Опираясь на архивные материалы П.С. Попова, автор отстаивает мысль о существовании преемственной связи философии дореволюционной России и советского периода. Их связующим звеном, по мнению автора, является творчество университетских философов (причем именно того поколения, которое застало «прерывание» первой и формирование второй: Г.Г. Шпета, П.С. Попова, Б.А. Фохта, В.Ф. Асмуса и др.), поскольку университетский стиль мышления в принципе нацелен на сохранение и передачу исторического интеллектуального опыта поколений.