Смертная казнь и ее применение в эпоху Хэйан (794–1185)

Авторы

  • М.В. Грачёв Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 11, стр. 1; Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, 119049, Мароновский пер., д. 26.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-163-172

Ключевые слова:

Япония, эпоха Хэйан, государственный бунтовщик, мятеж, измена, убийство, судебная система, уголовное право, уголовные наказания, телесные наказания, судопроизводство, заключенные, смертная казнь, церемониал.

Аннотация

В статье анализируется значение смертной казни в уголовном праве ранне­средневековой Японии на основе исторических и правовых источников; ее эволюция и своеобразие. Среди исследователей широко распространено мнение, что смертная казнь была полностью отменена в период Хэйан. Смертная казнь не применялась в течение 346 лет после «казни» Фудзивара Наканари в 810 г., пока не была возобновлена после мятежа годов Хогэн (1156 г.). Автор анализирует положение, сложившееся в эпоху Хэйан после введения моратория на смертную казнь, акцентируя внимание на примерах применения казни в уголовном праве Японии IX – первой половины XII в. Первоначально, в эпохи Асука и Нара, это была лишь процедура наказания злоумышленников и неотъемлемая часть судебной системы, но в эпоху Хэйан смертная казнь превратилась в масштабное церемониальное меро­приятие, которое регулярно проводилось на рыночной площади столичного града мира и спокойствия. Это было зрелище как для знатных особ, так и для простолюдинов, ставшее доказательством триумфа закона над безза­конием, символом бесчестия для опасных преступников.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

Философия и культура Японии

Как цитировать

[1]
2021. Смертная казнь и ее применение в эпоху Хэйан (794–1185). Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 163–172. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-163-172.