Забытый индивидуалист Жорж Палант

Авторы

  • Г.С. Семиглазов Школа философии и культурологии Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-109-119

Ключевые слова:

Ж. Палант, Э. Дюркгейм, А. Камю, постанархизм, социология, индивидуализм, личность, группа, коллектив, пессимизм, ложь, профессиональная солидарность

Аннотация

Cтатья посвящена французскому теоретику индивидуализма Жоржу Палан­ту (1862–1925). Автор отмечает, что в европейской социально-политиче­ской мысли XXI в. произошел ренессанс его идей, ставших одной из опор­ных точек концепции постанархизма. Поскольку же как само это учение, так и непосредственно тексты Ж. Паланта сегодня едва ли известны в Рос­сии, то уместно поговорить об этом мыслителе. Исследование состоит из двух частей. В первой рассматривается исторический контекст, обусло­вивший специфику палантовского творчества. Ключевые темы работ этого индивидуалиста были определены его полемикой с Эмилем Дюркгеймом, основателем французской социологической школы. Поэтому во избежание превратного толкования текстов Паланта необходимо учитывать, что он по­зиционировал себя в качестве ученого, включенного в социологическую дискуссию того времени. Во второй части анализируется философский ас­пект палантовского наследия, а именно прослеживается возможная преем­ственность между работой Ж. Паланта «Ментальность бунтовщика» и эссе А. Камю «Бунтующий человек». Предположение о наличии такой связи до­пустимо на том основании, что автор «Постороннего» сам упоминает Па­ланта в качестве того мыслителя, с идеями которого он был солидарен, хотя непосредственной отсылки к указанному тексту у Камю не встречается. В заключение статьи делается вывод об актуальности ряда положений кон­цепции Ж. Паланта для современных социальных, политических и фило­софских наук.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Забытый индивидуалист Жорж Палант. Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 109–119. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-109-119.