Органо- и технопроекции в философии П.А. Флоренского и кинематографе Дзиги Вертова

Авторы

  • С.А. Мартынова Институт философии человека РГПУ им. А. Герцена,Санкт-Петербург, 197046, ул. Малая Посадская, д. 26.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-85-96

Ключевые слова:

организм, механицизм, философия техники, Флоренский, Вертов, Кино-Глаз, свидетель, новый человек, биоинженерия.

Аннотация

В фокусе внимания – обращение к теории органопроекции Э. Каппа в пер­вой половине XX в. в России. Исследовано внесение изменений в эту тео­рию философом П.А. Флоренским и режиссером Дзигой Вертовым, сопря­женное с определением ими целей и способов технопроекции. Показано, что Флоренский ставит цель прогнозирования новых сторон жизни в орга­низме. Перенос человеком на организм функций и контурности техники осуществляется таким образом, чтобы не допустить мысли, что организм есть только менее качественно работающий механизм. Обосновывается, что Дзига Вертов заимствует ряд положений теории органопроекции и от­казывается от значимого для нее тезиса о преимуществе организма перед механизмом. Цель технопроекции у Вертова состоит в том, чтобы понять недостатки организма на фоне мастерства техники и устранить их, создав «нового человека». По замыслу режиссера, «новый человек» появляется на экране как результат работы Кино-Глаза, который в силу «алгоритма» видения и конструирования идентифицирует организм как механизм. Ис­следовано, какое значение имеют размышления Флоренского и Вертова в начале XXI в. в связи с идеями о мониторинге и инженерии организма в цифровой реальности.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Органо- и технопроекции в философии П.А. Флоренского и кинематографе Дзиги Вертова. Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 85–96. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-85-96.