Органо- и технопроекции в философии П.А. Флоренского и кинематографе Дзиги Вертова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-85-96Ключевые слова:
организм, механицизм, философия техники, Флоренский, Вертов, Кино-Глаз, свидетель, новый человек, биоинженерия.Аннотация
В фокусе внимания – обращение к теории органопроекции Э. Каппа в первой половине XX в. в России. Исследовано внесение изменений в эту теорию философом П.А. Флоренским и режиссером Дзигой Вертовым, сопряженное с определением ими целей и способов технопроекции. Показано, что Флоренский ставит цель прогнозирования новых сторон жизни в организме. Перенос человеком на организм функций и контурности техники осуществляется таким образом, чтобы не допустить мысли, что организм есть только менее качественно работающий механизм. Обосновывается, что Дзига Вертов заимствует ряд положений теории органопроекции и отказывается от значимого для нее тезиса о преимуществе организма перед механизмом. Цель технопроекции у Вертова состоит в том, чтобы понять недостатки организма на фоне мастерства техники и устранить их, создав «нового человека». По замыслу режиссера, «новый человек» появляется на экране как результат работы Кино-Глаза, который в силу «алгоритма» видения и конструирования идентифицирует организм как механизм. Исследовано, какое значение имеют размышления Флоренского и Вертова в начале XXI в. в связи с идеями о мониторинге и инженерии организма в цифровой реальности.