Образ Востока в системах мышления и структурах социального действия
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-54-64Ключевые слова:
социальная эпистемология, культурно-исторические образы, вестернизация, архаизация, ориентализация, ориентализм, модернизация, социальные измененияАннотация
Образы географического пространства и исторического времени, рожденные в практиках поэтического переживания и философской рефлексии, перекочевавшие затем в предметные области социологии, политологии, экономики и других социогуманитарных наук, проделали длительную концептуально-теоретическую и предметно-аналитическую эволюцию. Фактически они превратились в действенные инструменты научного анализа социальных, политических и экономических процессов, сфера применения которых простирается от построения теоретических конструкций и экспертных оценок до принятия управленческих решений и составления футурологических прогнозов. Более того, пришедшие в сферу научно-теоретического и экспертно-аналитического знания из донаучных практик, культурно-исторические образы вернулись в сферу повседневности и стали играть все большую роль в актахсамоидентификации, а также в индивидуальных и коллективных поисках идентичности. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что вновь образованные концепты Востока и Запада, Модерна и Архаики, взятые в динамическом измерении, породили свои «процессуальные» производные, наиболее известным и применяемым среди которых стало понятие модернизации, что выразились, среди прочего, в появлении одноименной теории или даже множества теорий. Между тем, понятиям вестернизации и архаизации повезло меньше: фактически они превратились в термины, используемые в концептуальном пространстве все той же теории модернизации. Наиболее редким в употреблении представляется четвертое из рассматриваемых понятий – понятие ориентализации. Считаным случаям употребления этого термина, найденным автором в современной научной литературе, посвящена данная статья.