«Индийский» и «русский» Толстой:«свой» среди «чужих» и «чужой» среди «своих»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-27-35Аннотация
Статья рассматривает феномен «позднего» Льва Толстого в контексте его религиозной позиции. Анализируются реакции на его учение в русскихгосударственных и официальных православных кругах, с одной стороны, и индийской мысли – с другой. Реконструированы два социокультурных «образа» Л.Н. Толстого: «своего» и «чужого», возникших в контексте осмысления позиции русской церкви и власти и индийских общественных и религиозных деятелей (в том числе и Махатмы Ганди, находившегося под его влиянием). Возникает своеобразный феномен интеллектуально «своего» Л.Н. Толстого среди культурно «чужих» (индийских) корреспондентов и интеллектуально «чужого» Толстого среди культурно «своих» (представителей официальной власти и церкви России). Своеобразие данной ситуации придает тот факт, что эти образы Л.Н. Толстого возникают практически в один и тот же период времени. Автор осуществляет сопоставление этих образов, базируясь на приеме «остранения» (В. Шкловский), позволяющего наглядно продемонстрировать религиозную составляющую толстовской критики политической сферы жизни и вместе с тем понять психологические причины ее неприятия в российских официальных кругах. С помощью методологического приема «остранения» автор пытается показать, что мнение Толстого-писателя становится одновременно и голосом совести для многих его современников. Прием остранения позволил автору показать, каким образом внутренний закон ненасилия Льва Толстого повлиял на концепцию ненасильственного сопротивления в учении Ганди.