Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья вторая: Л. Толстой, Вл. Соловьев, С. Франк

Авторы

  • И.И. Евлампиев Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета,Санкт-Петербург, 199034, Менделеевская линия д. 5

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-15-26

Ключевые слова:

Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Христос, Бог, человек, история, общество, Царство Божье, исторический деятель, высшие личности

Аннотация

В статье рассматривается развитие представлений об истории в русской фи­лософии конца XIX – начала ХХ в. и доказывается, что все значимые мыс­лители следовали традиции, заданной П.Я. Чаадаевым. Показано, что, хотя исторические воззрения Л.Н. Толстого, выраженные в романе «Война и мир», были направлены против представления о значении великих личностей в истории, в поздние годы Толстой изменил взгляды и признал, что исто­рию определяют немногие «лучшие люди», которые поняли истинное уче­ние Иисуса Христа и пытаются воплотить его в жизнь, чтобы создать Цар­ство Божье на земле. Вслед за Чаадаевым Толстой утверждал, что «высшие личности» отличаются тем, что они полностью подчинили свою жизнь Богу, при этом в Боге они обретают полноту жизни, которая лишена нега­тивной характеристики эмпирического времени и приобретает качество аб­солютного времени, «вечного настоящего». Прямым наследником Чаадаева стал В.С. Соловьев, который утверждал, что Бог непосредственно действу­ет в человечестве и ведет его к состоянию всеединства, состоянию Царства Божьего на земле. В ХХ в. наиболее явное развитие историческая концеп­ция Чаадаева получила в творчестве С.Л. Франка. Как и его предшествен­ники, Франк утверждает, что идеи личной независимости и прав человека ведут человека к деградации, а общество – к кризису и гибели; только идея служения высшей божественной правде, действующей в человеке и челове­честве, обеспечивает им благое будущее. При этом обществом должны управлять «высшие личности», которые лучше других понимают смысл бо­жественной правды. Показано, что аналогичная концепция истории встре­чается и в современной Франку западной философии, например, ее после­довательно развивал А. Бергсон.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2021. Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья вторая: Л. Толстой, Вл. Соловьев, С. Франк. Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 15–26. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-15-26.