Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени

Авторы

  • А.Д. Король Белорусский государственный университет,Республика Беларусь, Минск, 220030, пр-т Независимости, 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-26-35

Ключевые слова:

образовательное пространство, смыслы, монолог, вопрос, образовательное время.

Аннотация

В статье осуществляется философский подход к проблемам образования, связанный с пониманием природы человека. Основную проблему автор видит в том, что стереотипизация и монологизация поведения, мышления и общения человека во многом выступают следствием монологичности си­стемы образования: содержание образования рассматривается в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого учени­ку без учета его личностных, культурно-исторических и иных особенно­стей. Подобный передаточный, субьект-обьектный характер образования приводит к расширению внешне заданного содержания образования как объема образовательного пространства, не учитывает самого ученика в об­разовании, его миссию, предназначение, особенности, создает предпосылки для утраты самоидентичности человека, его внутреннего пространства, ко­торое автор рассматривает как взаимодействие внутренних форм, слов и действий. Перегрузка содержания образования всех его ступеней приводит педагогическую науку к проблемам педагогического пространства и вре­мени. В своих исследованиях автор показывает, что время для создания учеником собственных метапредметных результатов обучения отличается от времени, которое затрачивается учеником на получение интегрирован­ных, межпредметных «знаний». Основываясь на понятии «внутренних форм» слова (А.А. Потебня, Г.Г. Шпет, о. Флоренский, Н.С. Автономова), автор статьи рассматривает диалогическое общение как природу внутреннего пространства ученика, определяющего его самоидентичность. В статье по­казано, что диалогичность внутреннего пространства ученика выступает созидателем его собственных смыслов, что определяет особую значимость образования эвристического типа в формировании и сохранности само­идентичности человека. Исследования автора показывают, что эвристиче­ский диалог, в котором вопрошающая доминанта в познании нового при­надлежит ученику, а не учителю, выступает важнейшим инструментом формирования и развития его внутреннего пространства – пространства само­изменения, условием для сопряжения «внешнего» объективного (историче­ского) времени со временем «внутренним» – внеисторическим, метавременем.

Загрузки

Опубликован

2021-05-31

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2021. Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени. Вопросы философии. 5 (May 2021), 26–35. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-26-35.