Самоидентичность человека как проблема образовательного пространства и времени
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-26-35Ключевые слова:
образовательное пространство, смыслы, монолог, вопрос, образовательное время.Аннотация
В статье осуществляется философский подход к проблемам образования, связанный с пониманием природы человека. Основную проблему автор видит в том, что стереотипизация и монологизация поведения, мышления и общения человека во многом выступают следствием монологичности системы образования: содержание образования рассматривается в качестве педагогически адаптированного социального опыта, передаваемого ученику без учета его личностных, культурно-исторических и иных особенностей. Подобный передаточный, субьект-обьектный характер образования приводит к расширению внешне заданного содержания образования как объема образовательного пространства, не учитывает самого ученика в образовании, его миссию, предназначение, особенности, создает предпосылки для утраты самоидентичности человека, его внутреннего пространства, которое автор рассматривает как взаимодействие внутренних форм, слов и действий. Перегрузка содержания образования всех его ступеней приводит педагогическую науку к проблемам педагогического пространства и времени. В своих исследованиях автор показывает, что время для создания учеником собственных метапредметных результатов обучения отличается от времени, которое затрачивается учеником на получение интегрированных, межпредметных «знаний». Основываясь на понятии «внутренних форм» слова (А.А. Потебня, Г.Г. Шпет, о. Флоренский, Н.С. Автономова), автор статьи рассматривает диалогическое общение как природу внутреннего пространства ученика, определяющего его самоидентичность. В статье показано, что диалогичность внутреннего пространства ученика выступает созидателем его собственных смыслов, что определяет особую значимость образования эвристического типа в формировании и сохранности самоидентичности человека. Исследования автора показывают, что эвристический диалог, в котором вопрошающая доминанта в познании нового принадлежит ученику, а не учителю, выступает важнейшим инструментом формирования и развития его внутреннего пространства – пространства самоизменения, условием для сопряжения «внешнего» объективного (исторического) времени со временем «внутренним» – внеисторическим, метавременем.