Методологическая «середина-для» в ракурсе неклассики В. Лекторского, медиации А. Ахиезера и принципа комплементарности Р. Гринберга / А. Рубинштейна
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-191-202Ключевые слова:
середина, середина-для, сфера между, медиация, неклассическая эпистемология, индивидуум, личность, я, государство, частная инициатива, Бахтин, Лекторский, Ахиезер, Гринберг, Рубинштейн, концепция экономической социодинамики (КЭС).Аннотация
Данная статья посвящена анализу методологической «середины» в ракурсе исследований В.А. Лекторского, М.М. Бахтина, А.С. Ахиезера, Р.С. Гринберга и А.Я. Рубинштейна. Почему они? Потому что в своей взаимодополняемости они существенно приблизились к ответу на основной вопрос исследователей «середины»: как в русской культуре возможен социальный механизм, который содержит в себе потенциал преодоления раскола между исторически сложившейся русской культурой (вечевой, соборно-авторитарной, отторгающей личность, через себя формирующей тип российской власти) и обществом (в идеале гражданским, личностным, через себя формирующим общественные потребности)? Научная дискуссия на эту тему сегодня возможна через теорию неклассической эпистемологии Лекторского и ее социальные конкретизации – принцип «я для другого с точки зрения другого», «другой для меня с моей точки зрения» М.М. Бахтина, поиск третьего смысла (медиация) Ахиезера как альтернатива манихейскому мышлению и концепция экономической социодинамики (КЭС) Гринберга/Рубинштейна. Впервые вводится понятие «середина-для» – представление о субъектности «сферы между» культурой и обществом, нацеленной на развитие обоих полюсов через развитие себя как основания этого развития.