Дополнительность контекстов как методологический принцип психологии

Авторы

  • А.А. Вербицкий Московский педагогический государственный университет,Москва, 119991, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.
  • В.Г. Калашников Стерлитамакский филиал БашГУ,Стерлитамак, 453103, пр. Ленина, д. 49.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-179-190

Ключевые слова:

контекст, контекстный подход, принцип дополнительности, психология, методология науки, эпистемология, эпистемологический контекстуализм.

Аннотация

В статье предлагается вариант решения методологического кризиса совре­менной психологической науки и практики с помощью методологии кон­текстного подхода. Для обеспечения нередуктивного сочетания взаимопро­тиворечивых психологических концепций предлагается использовать опору на принцип дополнительности. Применение этого принципа к описанию самого феномена контекста позволяет представить его и как статичную структуру (семантическое поле), и как динамический процесс (семантиза­ции содержаний психики). Дополнительными являются также описания контекста в качестве психического феномена и в качестве эпистемологиче­ского условия исследования. В этой связи можно выделить широкий (социо­культурные условия) и узкий (методология познания) контексты научного исследования. При этом предлагается все описания предмета исследования в различных контекстах рассматривать не как полнообъемные, а как описы­вающие данный объект лишь частично. Комбинация описаний психическо­го явления, полученных в дополнительных контекстах, обеспечивает охват разноуровневых и разнотипных его представлений в единой многомерной системе психологического знания.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2021. Дополнительность контекстов как методологический принцип психологии. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 179–190. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-179-190.