Наука и буддизм в перспективе межкультурной философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-168-178Ключевые слова:
диалог культур, Восток – Запад, полилог, тибетский буддизм, философия науки, компаративные исследования, эмпиризм, трансцендентальная эпистемология, межкультурная философия, Битбол, Гарфилд, Лысенко, Сидеритс, Уоллес.Аннотация
Статья посвящена анализу диалога тибетского буддизма и западной науки, начавшегося во второй половине ХХ в. по инициативе Далай-ламы XIV и активно развивающегося в настоящее время. Приведены примеры сотрудничества западных (включая, российских) ученых с лидером тибетских буддистов и буддийскими монахами, особое внимание уделяется исследованиям феномена сознания. Выявляются новые области возможного взаимодействия, которые возникли в ходе дискуссий и предполагают использование западной научной методологии и традиционной буддийской медитации и философии сознания. Демонстрируется необходимость создания общей философской платформы, которая позволила бы участникам диалога лучше понимать друг друга и способствовала развитию и углублению сотрудничества. Современные философы, вовлеченные в диалог, предлагают несколько способов достижения этой цели. В статье разбираются философские подходы Алана Уоллеса (эмпиризм), Мишеля Битбола (трансцендентальная феноменологическая эпистемология) и сторонников межкультурной философии (Джей Гарфилд, Марк Сидеритс, Виктория Лысенко). Именно межкультурный подход, предполагающий равноправие всех участников (концепция «полилога») и знание ими как языка науки, так и языка философии друг друга, представлен в данной статье в качестве наиболее перспективной методологической основы взаимодействия «мультикультурных рациональностей».