Понятие нирваны без опоры в философии индийской махаяны
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-124-135Ключевые слова:
древнеиндийская философия, махаяна, йогачара, Абхидхарма, идеал бодхисаттвы, нирвана, Асанга, Васубандху, Стхирамати.Аннотация
Понятие нирваны без опоры (apratiṣṭhita-nirvāṇa) было введено в философию буддизма махаяны для обозначения состояния, которого достигают бодхисаттвы в момент просветления. Оно понимается как более высокое и религиозно ценное, чем состояние архатства – цель религиозных практик в хинаяне. Нирвана без опоры выше любых различий, включая и различие между нирваной и сансарой, и ее обретение тождественно полному познанию истинной реальности, недвойственной по своей сути. Она не зависит ни от того, какое сознание обретает ее, ни от усилий, которые живое существо прилагает для ее обретения, ни от различий между живыми существами, ибо эти различия иллюзорны. Это ничем не обусловленное состояние, в отличие от нирваны последователей хинаяны, поэтому и сострадание бодхисаттв ничем не обусловлено и проявляется само собой. Это состояние понимается как подлинная нирвана также и потому, что в нем преодолевается не только индивидуальное страдание, но страдание как таковое, ибо хинаянское понимание нирваны как устранения только собственного страдания основано на идее нетождественности живых существ друг другу – идее, согласно махаяне, принципиально ложной и не ведущей поэтому к истинному просветлению.