Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили: два опыта прочтения

Авторы

  • Д.Э. Гаспарян Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, факультет философии, Школа философии Департамента гуманитарных наук, Москва, 101001, ул. Мясницкая, д. 20.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-75-86

Ключевые слова:

М. Мамардашвили, Э. Гуссерль, феноменология, смысл, сознание.

Аннотация

В статье рассматриваются сходства и различия феноменологических подхо­дов М. Мамардашвили и Э. Гуссерля с упором на феноменологию М. Ма­мардашвили. Показывается, что Мамардашвили являлся последователем трансцендентальной философии, развивавшим свой особый вариант фено­менологии. Особенность его метода подразумевает различные способы со­единения феноменологии с классическим философским инструментарием, а также особый метод конституирования феномена, включающий в себя три составляющие, а именно: 1) наличие некоего личного переживания, связанного с воспринимаемой данностью; 2) соотнесение этого личного с некоей идеей, которая проявляется в этом переживании; 3) мотив случай­ного события, нелинейно конфигурирующего смысл как нечто целое. Все три аспекта конституирования события позволяют подвести его под глав­ное – нелинейную процедуру извлечения смысла из происходящих собы­тий. Как показывается в статье, Мамардашвили полагает, что для человека это единственный способ обрести смысл, поскольку прийти к нему «есте­ственным» (каузально-последовательным) путем нельзя. Показывается, что у Гуссерля такой сложной драматургии конституирования феномена нет. В трансцендентальной феноменологии Гуссерля смыслы не подразумевают обязательного опосредования ценностями или ценностной телеологией.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2021. Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили: два опыта прочтения. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 75–86. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-75-86.