Сен-Симон и Наполеон: личность императора и мировосприятие философа
Ключевые слова:
Сен-Симон (Saint-Simon), французская философия, социализм, Наполеон, социальная философияАннотация
В статье анализируются представления Сен-Симона о механизме перехода к социальной реорганизации, которую он считал главным содержанием современной ему эпохи. Начиная с «Писем женевского обитателя к современникам» в планах философа особое, исключительное место отводилось Наполеону. Сен-Симон рассчитывал увлечь своими идеями новую звезду, взошедшую на небосклоне политики. Он исходил из убеждения в линейном, определенном логичной схемой ходе истории. Наполеон представал в сознании философа как герой, преодолевший негативные следствия Французской революции, едва ли не единственный, способный осознать во всей полноте новаторские идеи, касающиеся преобразования общества. В начальном варианте философии истории Сен-Симона он выступает необходимым элементом, скрепляющим прошлое с будущим. В эпоху Первой империи восхищение Наполеоном со стороны Сен-Симона возрастает, наряду с гениальностью прославляется непобедимость величайшего из людей и грядущее подчинение им всего мира. Вслед за этим событием теоретик социализма ожидает обращения гения к наукам и вопросам реформирования социума в предсказанном им ключе. «Трибунал Императора» рассматривается как высшая, наиболее авторитетная инстанция, к которой надлежит апеллировать для разрешения мировоззренческих коллизий. Реставрация резко меняет отношение философа к личности Наполеона. Его историческая роль в сознании социалиста уже не прогрессивна, а скорее консервативна. Но общий принцип – поиск поддержки своим проектам у главы государства – не отвергается Сен-Симоном. Теперь он взывает к Людовику XVIII и вообще к монархам Европы. Ставка на мирный способ перехода к новому, более справедливому строю диктовала серию попыток философа выстроить диалог с носителями власти