Шеллинг как предтеча эстетики символизма

Авторы

  • В.В. Бычков Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-174-184

Ключевые слова:

Шеллинг, эстетика, философия искусства, прекрасное, возвышенное, хаос, поэзия, символ, романтизм, символизм

Аннотация

Эстетика раннего Шеллинга составляла философский фундамент поэтиче­ского сознания немецких романтиков и стала одним из теоретических ис­точников эстетики символизма. В статье сделан акцент на протосимволист­ских интенциях шеллинговской эстетики. Показано, что духовный космос у Шеллинга вырастает из Абсолюта как мир идей и богов, который соеди­няется с материальным миром, в частности, через искусство. Сам универ­сум явлен в Боге абсолютным произведением искусства. А искусство в сво­ем становлении основывается на мифологии и реализует себя как единство «бесконечного и конечного в конечном», как тождество сознательного и бес­сознательного, как неразличимость идеального и реального, как изображе­ние абсолютного в особенном. Отсюда принципиальная многозначность понимания произведения искусства. Шеллинг акцентирует внимание на эс­тетической сущности искусства, основывающейся на принципах прекрас­ного и возвышенного. Красоту в искусстве он ценит выше природной, как восходящую от видимых форм к первообразам. Возвышенное связывает с величиной, «бесформенностью» и хаосом, а его выражение в искусстве («конечном») конституирует как символическое. Хаос интересует Шеллин­га в качестве потенциальной возможности всяческих форм, так как в нем коренится созерцание бесконечного, то есть Абсолюта как высшей «формы в бесформенности», что может быть явлено миру только символически. По­нятие символа занимает одно из центральных мест в эстетике Шеллинга, так как в ней речь идет о выражении бесконечного в конечном, идеального в ре­альном, общего в особенном. Символ обозначает и являет идею и благодаря этому составляет главный смысл художественности. Язык (речь) понимается Шеллингом как произведение искусства, и на этой основе в словесных ис­кусствах он усматривает больший символический потенциал, чем в изобра­зительных. Все эти идеи во многом легли в основу эстетики символизма.

Загрузки

Опубликован

2021-03-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. Шеллинг как предтеча эстетики символизма. Вопросы философии. 3 (Mar. 2021), 174–184. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-174-184.