Шеллинг как предтеча эстетики символизма
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-174-184Ключевые слова:
Шеллинг, эстетика, философия искусства, прекрасное, возвышенное, хаос, поэзия, символ, романтизм, символизмАннотация
Эстетика раннего Шеллинга составляла философский фундамент поэтического сознания немецких романтиков и стала одним из теоретических источников эстетики символизма. В статье сделан акцент на протосимволистских интенциях шеллинговской эстетики. Показано, что духовный космос у Шеллинга вырастает из Абсолюта как мир идей и богов, который соединяется с материальным миром, в частности, через искусство. Сам универсум явлен в Боге абсолютным произведением искусства. А искусство в своем становлении основывается на мифологии и реализует себя как единство «бесконечного и конечного в конечном», как тождество сознательного и бессознательного, как неразличимость идеального и реального, как изображение абсолютного в особенном. Отсюда принципиальная многозначность понимания произведения искусства. Шеллинг акцентирует внимание на эстетической сущности искусства, основывающейся на принципах прекрасного и возвышенного. Красоту в искусстве он ценит выше природной, как восходящую от видимых форм к первообразам. Возвышенное связывает с величиной, «бесформенностью» и хаосом, а его выражение в искусстве («конечном») конституирует как символическое. Хаос интересует Шеллинга в качестве потенциальной возможности всяческих форм, так как в нем коренится созерцание бесконечного, то есть Абсолюта как высшей «формы в бесформенности», что может быть явлено миру только символически. Понятие символа занимает одно из центральных мест в эстетике Шеллинга, так как в ней речь идет о выражении бесконечного в конечном, идеального в реальном, общего в особенном. Символ обозначает и являет идею и благодаря этому составляет главный смысл художественности. Язык (речь) понимается Шеллингом как произведение искусства, и на этой основе в словесных искусствах он усматривает больший символический потенциал, чем в изобразительных. Все эти идеи во многом легли в основу эстетики символизма.