Язык Адама, кризис познания и «радикальные истины» Джона Ди
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-161-173Ключевые слова:
ренессансный оккультизм, магия, дивинация, кристалломантия, эмпиризм, Реформация, история западного эзотеризма, история европейской науки.Аннотация
Жизнь и творчество Джона Ди (1527–1608/9), английского математика, эрудита и эзотерика, вызывает множество споров, ставит в тупик исследователей, питает воображение творцов поп-культуры. Цель статьи – изучить магическую практику «позднего» Ди и уникальный нарратив, зафиксированный в его дневниках, в контексте духовной ситуации той эпохи. Анализ сосредоточен на роли этой практики и нарратива в диалектике поиска совершенного языка, который происходил на Западе в XV–XVII вв. Рассматривается оперативно-техническая сторона кристалломантии и ее положение в ренессансной культуре, затем условия и мотивы, подвигшие Ди отдать годы жизни этому виду магии. Особое внимание уделено итогам и ходу открытия «ангелами» первозданного языка, включая адамический миф, который сопровождал лингвистический материал и сообщал о функциях, сущности и исторической участи Ursprache. Доказывается, что, несмотря на предосудительность, кристалломантия имела относительно высокий культурный статус и широкое распространение. Убежденным ее адептом Ди стал вследствие глубокого кризиса, вызванного эсхатологической тревогой, упадком традиционной эпистемологии и разочарованием в его прежних интеллектуальных начинаниях. По уверению духов, язык, который они ему сообщали, соединял в Раю праотцев, Бога и ангелов, а также служил Адаму совершенным инструментом познания и магии. Безуспешность его постижения, тяготившую Ди, «ангелы» объясняли тем, что время активации его свойств, которое очень близко, но известно в точности только Богу, еще не пришло. Хотя в жизни английского мага оно так и не наступило, радость (кажущегося) общения с духами искупала горечь тщетного ожидания.