Теория социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания

Авторы

  • Н.И. Кузнецова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-146-160

Ключевые слова:

гносеология, эпистемология, философия науки, онтология, социальные эстафеты, знание, рефлексия, референция, репрезентация

Аннотация

В статье анализируются проблемы современной эпистемологии в контексте изложения взглядов и философского наследия известного отечественного философа Михаила Александровича Розова. Показана актуальность разра­ботанной им теории социальных эстафет и соответствующей «волновой» онтологии, в особенности в период тематических, терминологических и со­держательных трансформаций современной эпистемологии. Утверждается, что без решения онтологических и методологических проблем эмпириче­ского анализа научных знаний невозможно корректно исследовать позна­ние. В статье подробно описываются логика рассуждения Розова, а также демонстрируется масштабность проекта М.А. Розова по реформированию эпистемологии и философии науки, по формулированию актуальной по­вестки, проблематики, целей и задач изучения познания. Суть в том, что понимание семиотических объектов (научных знаний) как феноменов со­циальной памяти, которые воспроизводятся по непосредственным или опосредованным (вербализованным) образцам, открывает новый мир соци­альных эстафет. Демонстрируется широкая применимость теории Розова в разнообразных эмпирических контекстах, что позволяет обсуждать как традиционные, так и новейшие философско-методологические проблемы естественных и социо-гуманитарных наук, а также в эпистемологии и фи­лософии науки.

Загрузки

Опубликован

2021-03-31

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2021. Теория социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания. Вопросы философии. 3 (Mar. 2021), 146–160. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-146-160.