Теория социальных эстафет М.А. Розова: пунктиры понимания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-146-160Ключевые слова:
гносеология, эпистемология, философия науки, онтология, социальные эстафеты, знание, рефлексия, референция, репрезентацияАннотация
В статье анализируются проблемы современной эпистемологии в контексте изложения взглядов и философского наследия известного отечественного философа Михаила Александровича Розова. Показана актуальность разработанной им теории социальных эстафет и соответствующей «волновой» онтологии, в особенности в период тематических, терминологических и содержательных трансформаций современной эпистемологии. Утверждается, что без решения онтологических и методологических проблем эмпирического анализа научных знаний невозможно корректно исследовать познание. В статье подробно описываются логика рассуждения Розова, а также демонстрируется масштабность проекта М.А. Розова по реформированию эпистемологии и философии науки, по формулированию актуальной повестки, проблематики, целей и задач изучения познания. Суть в том, что понимание семиотических объектов (научных знаний) как феноменов социальной памяти, которые воспроизводятся по непосредственным или опосредованным (вербализованным) образцам, открывает новый мир социальных эстафет. Демонстрируется широкая применимость теории Розова в разнообразных эмпирических контекстах, что позволяет обсуждать как традиционные, так и новейшие философско-методологические проблемы естественных и социо-гуманитарных наук, а также в эпистемологии и философии науки.