Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов церкви у Ж.-Л. Мариона
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-89-100Ключевые слова:
Жан-Люк Марион, Дионисий Ареопагит, феноменализация, икона, идол, насыщенный феноменАннотация
Статья посвящена интерпретации святоотеческого наследия в трудах ведущего французского феноменолога Ж.-Л. Мариона. Парадигмой богословствования для Мариона служит икона: задача богословия заключается в явлении Бога в качестве невидимого и недоступного. Богословие Ареопагита не является в строгом смысле примером «апофатического», или «негативного», богословия, поскольку богословский дискурс не ставит своей целью производство позитивных или негативных высказываний о Боге: такой дискурс оставался бы в плену онто-теологии и носил бы не иконический, а идолопоклоннический характер. Однако Ареопагит не просто именует Бога, он воспевает божественные имена в молитве, что позволяет Мариону интерпретировать его богословие как своеобразный перформатив: воспевание действенно, поскольку оно трансформирует самого говорящего. Этот перформативный характер неотделим от своеобразной феноменализации Бога в богословском дискурсе, однако способ этой феноменализации отличен от апофансиса. Божественные имена не описывают Бога, а воспевают Его как Взыскуемого, являя говорящего как взыскующего. В более поздних работах Марион интерпретирует «божественные имена» как «насыщенные феномены». Тот, кто богословствует, не может быть описан как агент феноменализации Откровения; однако он остается получателем и посредником этой феноменализации, приобретая служебный статус свидетеля феноменализации или же «наделенного собой»: того, кто участвует в феноменализации Божественного откровения, получая себя самого от того, что является в этой феноменализации. Божественное имя взывает к говорящему, который в своем ответе-именовании являет сам этот зов. Откровение открывается богослову – но оно же и открывает самого богослова.