«Духовный кризис» начала ХХ в.: от философских к религиозным интерпретациям
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-79-88Ключевые слова:
духовный кризис, феноменология, модерн, религиозное сознание, священное, Козеллек, Райнах, ФранкАннотация
В статье предлагается попытка конкретизации понятия «духовного кризиса» – в настоящее время активно используемого в исследованиях по истории культуры XIX–XX вв. – применительно к истории немецкой философии и к изучению религиозности модерна. Переход от историко-философского к религиозно-философскому контексту осуществляется через рассмотрение текстов двух религиозных мыслителей – А. Райнаха и С. Франка, творчество которых позволяет с особой наглядностью увидеть взаимосвязь между постановкой проблем в двух указанных контекстах. Анализ современных исследований по истории феноменологической философии К. Мёккеля и В. Глейкснера позволяет, во-первых, проследить, как сформулированное Козеллеком понятие кризиса может применяться при изучении истории философии. Во-вторых, на основе этого анализа выявляются два варианта историко-философской контекстуализации понятия «духовный кризис» – с одной стороны, как риторической составляющей, определяющей особый стиль философского высказывания (Мёккель), с другой стороны, как концепта, описывающего особенность интеллектуальной ситуации начала ХХ в. (Глейкснер). Далее эти аспекты понятия «кризиса» применяются к рассмотрению религиозно-философских текстов Райнаха и Франка, что позволяет прочесть их как уникальную реплику, фиксирующую обнаружение «божественного» (или «священного») в качестве новой категории религиозного сознания.