Гумбольдтовский человек vs. утопия будущего: о миссии университета в современном мире
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-47-51Ключевые слова:
Вильгельм фон Гумбольдт, свобода в образовании, университет, реформа, утопия, «фиктивный» институтАннотация
В статье осмысляется значение философских идей Вильгельма фон Гумбольдта о модели организации университетского образования в свете современных вызовов. Автор анализирует основополагающие идеи гумбольдтовского проекта: свобода от обслуживания государственных интересов в образовании, воспроизводство атмосферы «фундаментальной настроенности жизни», идея человекоразмерности университета. Важнейшим преимуществом образовательной стратегии Гумбольдта была «фиктивность» университета как социального института. Образовательная повестка здесь не определяется институциональными интересами (прежде всего идеей самосохранения), а значит, оказывается гибкой и не ставит целью сохранение status quo. В то же время именно уничтожение «фиктивности» и становление университета как «реального» социального института становится одним из важнейших симптомов кризиса в современном академическом мире. Одним из ярких выражений этого кризиса является приоритет количественных индикаторов результативности образовательного процесса. Ключевым отличием современного университета (в том числе в России) является устремленность в будущее. В свою очередь, апелляция к будущему оказывается псевдостратегией образовательного процесса, поскольку будущее само по себе является недостижимой целью. В то же время гумбольдтовский проект предполагал, что только в образе человека конечная (а значит, достижимая) цель образования находит неограниченные возможности для развития. Автор полагает, что возвращение к «гумбольдтовскому человеку» может стать важной задачей университетской реформы и в современном мире.